В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчёркивается актуальность стратегической цели государственной политики в сфере образования – повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Деятельность Минобрнауки России по достижению данной цели способствует преодолению дифференциации качества образования, снижения качества кадрового потенциала; формированию полноценной системы оценки качества образования; замене неэффективной системы финансирования современными методами финансирования и бюджетирования.

В соответствии с разграничением полномочий в сфере образования Министерство выполняет функции методологической и организационно-методической поддержки развития образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Оно намерено разработать прогрессивные модели образования и создать многоуровневую систему новых взаимоувязанных образовательных стандартов и вариативных образовательных программ, а также способствовать их внедрению. Решение этой задачи направлено на оптимизацию сети образовательных учреждений при обеспечении приемлемой территориальной доступности, а также на расширение возможностей выбора образовательных траекторий и образовательных программ.

Деятельность Министерства направлена на повышение профессионального уровня преподавательского корпуса и качества преподавания; внедрение прогрессивных механизмов формирования заработной платы педагогов, обеспечивающих ее существенной рост, при одновременном учете результатов педагогической деятельности; формирование нового типа руководителя – менеджера образования; осуществление возрастной ротации кадров, привлечение новых кадров и их закрепление в системе образования; улучшение морально-психологического климата в педагогических коллективах; преодоление коррупционных явлений.

Решением задачи по созданию общероссийской системы оценки качества образования, направленной на адекватную и гласную оценку результатов работы образовательных учреждений, достигается совершенствование механизмов контроля и управления на всех уровнях образования, а также обеспечение всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о качественных параметрах образования в Российской Федерации. Это подразумевает повышение уровня прозрачности системы образования и открытости для общества оценок качества образовательных услуг; расширение участия общественности в контроле над образовательными учреждениями через механизмы их публичной отчетности о собственной деятельности и итоговой аттестации учащихся; введение единой независимой системы оценки качества образования в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений; освоение образовательными учреждениями механизмов инновационного развития.

Совершенствование финансово-экономических механизмов в сфере образования позволит осуществить переход от ассигнований на содержание образовательных учреждений к финансированию конкретных государственных (муниципальных) заданий с учетом количества и качества оказываемых услуг (выполнения работ); обеспечить многоканальное поступление средств; расширить самостоятельность образовательных учреждений в использовании средств; повысить ответственность руководителей и заинтересованность образовательных учреждений в расширении ассортимента и повышении качества образовательных услуг.

 

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года по разделу «Образование» предусмотрено обеспечение инновационного характера базового образования, а также создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Деятельность Минобрнауки Российской Федерации в рамках данной цели позволит добиться согласования системы подготовки кадров с потребностями экономики знаний, инновационных проектов и наукоемких технологий; обеспечения выпускников учреждений профессионального образования практическими навыками, адекватными требованиям рынка труда; преодоления разрыва между традиционным содержанием образования, используемыми образовательными технологиями, всей инфраструктурой образовательной сферы и вызовами новой экономики, развития непрерывного образования; интеграции в глобальные образовательные процессы; улучшения стипендиального обеспечения и социальной поддержки обучающихся.

Приведение профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров на разных уровнях профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и перспективами развития экономики, обеспечение реализации государственных интересов в сфере образования направлено на повышение гибкости системы образования путем обеспечения ее быстрого реагирования на возникновение нового спроса на рынке труда и сокращение потребностей в работниках определенного уровня и специализации; адаптацию выпускников к изменяющимся требованиям экономики и социальной сферы; совершенствование механизмов взаимодействия профессионального образования с рынком труда, работодателями и их объединениями; упрощение поиска работы и сокращение соответствующих временных затрат путем внедрения современных форм, методов, механизмов трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования; развитие и поддержку различных форм непрерывного образования как непосредственно в учреждениях и организациях образования, так и вне их рамок; сокращение структурных диспропорций на рынке труда.

Разработка и реализация системы образовательных стандартов и вариативных программ, увязанных по уровням образования и обеспечивающих сочетание фундаментальных знаний и развитие способностей к результативной деятельности нацелены на удовлетворение запроса общества к качеству подготовки кадров рабочих и специалистов, их социальным и профессиональным навыкам и квалификациям; успешную социальную и экономическую активность молодежи; гармонизацию программ подготовки кадров, текущих запросов рынка труда и перспективных потребностей экономики; внедрение новых образовательных стандартов и процедур взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере образования; налаживание конструктивного диалога с работодателями, обеспечивающего их участие в разработке образовательных стандартов и реализации образовательных программ.

Развитие непрерывного образования, в том числе дополнительного профессионального образования, как средства обеспечения текущих и перспективных социально-экономических потребностей в профессиональных кадрах необходимой квалификации способствует удовлетворению спроса работников и предприятий на актуальные знания, навыки, компетенции, соответствующие быстро меняющимся тенденциям научно-технологического и социального развития, а также созданию институциональных условий, позволяющих предприятиям наиболее эффективно осуществлять повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров, а работникам – активно участвовать в различных формах непрерывного образования.

Интеграция в мировое образовательное пространство, повышение конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг обеспечит преодоление изоляционизма российской системы образования; открытость системы образования глобальному рынку знаний, технологий, талантов; международное признание российских образовательных программ и российских документов об образовании; повышение привлекательности для иностранных граждан обучения в российских учреждениях профессионального образования; обогащение отечественной системы образования передовыми зарубежными инновационными образовательными программами и технологиями, интеллектуальным потенциалом лучших зарубежных университетов путем привлечения к преподавательской и научной деятельности в российских вузах зарубежных профессоров и исследователей; продвижение российских технологических и организационных образовательных стандартов в страны ближнего и дальнего зарубежья через обучение специалистов этих стран, в том числе по педагогическим специальностям, а также путем поддержки деятельности за рубежом российских образовательных учреждений (их филиалов, российских славянских вузов), а также преподавателей и исследователей – представителей российских учреждений профессионального образования; интеграцию российской высшей школы в решение глобальных задач по обеспечению непрерывного образования.

Модернизация системы мер адресной социальной поддержки и стипендиального обеспечения обучающихся в учреждениях профессионального образования направлена на совершенствование систем стипендиального обеспечения, грантов, образовательных кредитов, механизмов налоговых вычетов; использование других инструментов. Она позволит повысить уровень вовлеченности в профессиональное образование студентов из малообеспеченных семей, доступности профессионального образования, а также обеспечит стимулирование талантливых студентов.

Версия для печати